"Роль гендерного подхода в процессе формирования основ базовой культуры личности"
— В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако полоролевое воспитание существенно отличается от сексуального. В английском языке существуют два понятия: «sex» — пол биологический и «gender» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Первый термин применим в том случае, когда идет речь об изучении биологических особенностей — строения тела, половых функций человека.
Дошкольный период основывается на закономерностях развития «gender» — пола социального, поэтому применительно к детям дошкольного возраста целесообразно говорить не о половом, а именно о гендерном, или полоролевом, воспитании, процесс которого рассматривается как система нравственного и физического развития ребенка. Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Людмила Петровна Бочкаревадоцент, кандидат психологических наук, трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни»
Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне.
Как вы думаете, уважаемые коллеги, почему так важно воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?
В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
В полоролевом воспитании дошкольников очень важно, как будет проходить подготовка детей к социальной жизни. Существуют нормы, которые играют роль негласных законов жизни. Родители и педагоги с детства стараются прививать, например, такие: «Люби Родину», «Уважай людей», «Береги близких», «Защищай слабых». Все эти выражения можно назвать формой, через которую дети должны понимать смысл или содержание сказанного. Но данные формулировки можно отнести и к «избитым» выражениям, которые можно пропустить мимо ушей. Сейчас вы попытаетесь изменить форму подачи высказываний, чтобы содержание дошло до самого сердца ребенка. Например, есть призыв «Надо беречь природу!» Чтобы ребенок задумался и стал бережно относиться к природе, можно сказать, например, так: «Природа — это дом, в котором мы живем. Если мы будем беречь наши леса, земные богатства, то в нашем „доме“ будет много воды, тепла, света, пищи — всего, что нужно для нашей жизни».
Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.
Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.