Консультация "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». » ГККП "Ясли сад №157"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№157 бөбекжай-балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны
Меңгеруші :
+7(727) 386-56-14
Әдіскер:
+7(727) 386-54-06
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Консультация "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
21
тамыз
2024

Консультация "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Цели:

  • показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

• обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка;

• научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

Подготовительная работа:

• подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

• подбор слайдов с пальчиковыми играми;

• организация выставки развивающих игр.

Оборудование:

• плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. » (В. А. Сухомлинский) .

«Рука-это инструмент всех инструментов»(Аристотель) .

«Рука является вышедшим наружу мозгом человека» (И. Кант) .

• листы бумаги, фломастеры;

• косточки от персиков, краски, кисточки, салфетки, стаканчик с водой;

• картинки со шнуровкой, картон, ножницы, клей, дырокол, скотч, шнурки;

• слайды с фотографиями играющих детей;

• описания игр и упражнений на развитие мелкой моторики в папке-передвижке «Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста»;

1. Вводная.

А) Представление воспитателем темы собрания.

Б) Просмотр слайдов пребывания детей в ДО с целью привлечения внимания родителей к особенностям развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

2. Основная часть.

1. «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста», сопровождаемое показом и аннотацией папки-передвижки по теме «Развитие мелкой моторики».

2. Рекомендации и демонстрация с показом и объяснением методов проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук, приемлемых в домашней повседневной жизни.

3. Разное .

А) Представление родителям подборки педагогической литературы с краткой аннотацией книг.

Б) Общие вопросы.

4. Подведение итогов.

1. Анкетирование родителей с целью определения проблем по теме собрания.

2. Подведение итогов собрания, занесение их в протокол собрания.

Приложение 1

Брошюра

«Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе раннего возраста. »

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.

На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки. К третьему году жизни ребёнок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками, складывать ладошки вместе, показывать ушки, «козу», водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики», показывать «фонарики».

Очень важно, чтобы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие образные стихи и потешки. Для этого необходимо родителей просветить. Можно пригласить их на групповое собрание и рассказать о целесообразности таких игр с маленькими детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать пальчиковые игры, обязательно проиграть их с родителями. Распечатать игры и раздать их родителям. Неравнодушные, заинтересованные мамы, папы, бабушки и дедушки могут обыгрывать любые стихи, играть с детьми.

Потешки с жестами.

Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей в раннем детстве. Этот жанр им близок, понятен, интересен. Хорошо, когда и в дошкольном учреждении, и дома дети слышат простые и доступные песенки, приговорки, потешки. Взрослые выразительно читают потешки или напевают короткие песенки, сопровождая их определёнными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют. Это способствует тому, что у малышей развивается речь, мышление, память, расширяется их кругозор. Дети запоминают интонации, учатся выполнять разнообразные характерные движения ногами, руками, пальчиками. Кроме того, с самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.

Прилетели птички

Принесли водички.

Надо просыпаться,

Надо умываться,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Раз, два, три, четыре, пять!

Негде зайчикам гулять!

Всюду ходит волк, волк!

Он зубами щёлк, щёлк!

***

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто маму не слушает?

Кто кашу не кушает?

Кто отцу не помогает?

Забодает! Забодает!

***

Ходит козочка по лугу

Вокруг колышка по кругу.

Глазками хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Хвостиком-то машет,

И поёт, и пляшет!

Малых деток веселит,

Маму слушаться велит!

***

Сорока-белобока,

Где была?

-Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Хвостиком мешала,

На порог скакала,

Деток покликала:

Детки, вы детки,

Собирайте щепки!

Наварю я кашки

Золотые чашки!

***

Ты пляши, пляши, пляши!

Ах, как ножки хороши!

Хороши, не хороши,

Всё равно ты попляши!

Ножками потопай,

Ручками похлопай!

Хохотушки хохочи!

Поскакушки поскачи!

***

Поехали-поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенёчкам и кусточкам,

Зелёненьким листочкам.

В ямку – бух!

Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», <Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показывает несколько фигур, родители пробуют повторить.) Особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий — в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребенком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу о формах такого развития, их можно применять и дома:

работа с раскрасками — штриховка;

пальчиковая гимнастика-шнуровка; игры с конструктором, мозаикой;

лепка из глины и пластилина;

нанизывание крупных бус;

сматывание цветных ниток в клубочки.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки Монтессори, сенсорные панно, «Волшебные горшочки», наборы тканевых образцов различной фактуры, некоторые из которых представлены на нашей выставке, с ней вы можете познакомиться после собрания.

Подробнее остановлюсь на играх-шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широки. Эти игры:

— развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

— развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

— формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

— способствуют развитию речи;

— развивают творческие способности;

— косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир руками не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев, полезны и дошкольникам. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки — и руки развивает, и сосредоточиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить игру-шнуровку - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра» или какого-нибудь еще деревянного предмета с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама»?

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму; создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.