24
маусым
2016
Нетрадиционные техники рисования
«Модернизация и инновационные подходы к формированию творческих способностей дошкольников на занятиях по изодеятельности».
Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста отдаем предпочтение нетрадиционным технологиям, формам и методам.
Исходя из актуальности данной проблемы, мы поставили перед собой цель – формирование творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, через современные инновационные подходы (здоровьесберегающие технологии (арттерапия), технологию проектирования, моделирование, технологию ТРИЗ).
Для реализации поставленной цели, выделили следующие задачи:
• Развивать у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат осуществления конструктивного замысла с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей.
• Создать оптимальные условия для творческого развития детей в группе и ДОУ;
• Продолжать знакомить детей с инновационными технологиями: ТРИЗ, моделирование, проектирование;
• Внедрять элементы здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ;
• Формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка с родителями.
Самое главное – не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой- то определенный стереотип. Ребенок должен самовыражаться.
Нам хотелось видеть в детских работах, как у ребенка возникает желание поделиться с другими своим настроение, эмоциями, переживаниями. Для того, чтобы привлечь детей к рисованию, использую нестандартные средства, такие как: тычки, штампики, зубные щетки, губку, трубочки, мелки, свечки, разные виды круп и др. В своей работе мы используем разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Метод проектной деятельности мы используем в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники
Рисование мыльными пузырями.
Вы когда-нибудь пробовали рисовать мыльными пузырями? Суть этой техники рисования заключается в том, что в подкрашенную воду добавляется что-то мыльное. Затем через трубочку дуются пузыри, на которые опускается листок бумаги. Постепенно листок немного окрашивается.
В небольшое количество воды добавляем немного моющего средства и затем этот мыльный раствор разлила по нескольким баночкам, в которые уже добавляла гуашь.
Гуаши добавить не очень мало, чтобы получился насыщенный цвет. Имейте в виду, что пузыри окрашиваются только слегка.
Затем трубочку опускаем в жидкость и дуем, чтобы пена стала «убегать» из емкостей.
Затем быстро, пока пена не опустилась, опускаем листочек на пену. На листочке остаются следы. Повторить несколько раз.
Осталось только прорисовать образы и получится неповторимая картина.
Рисование на ткани.
Другая не менее интересная техника «Батик « – это не только картины и шарфики, скатерти и салфетки, которые можно постелить на комоды, журнальные столики и т.д., где подскажет вам ваша фантазия. Само слово «батик» – обозначает разнообразные способы ручной росписи ткани.
Нам понадобится 2-3 синтетические кисти разных размеров, но кисть должна формировать круглый кончик, чтобы вы могли наносить рисунок.
Акриловые краски. Они разводятся водой и очень просты в использовании. И еще, что немаловажно, они закрепляются утюгом
Ткань лучше натуральная, натянутая на пяльца или рамки.
Перед тем, как начинать пользоваться краской, намочите ткань водой. Для этого можно использовать либо большую кисть, либо губку. При нанесении краски она будет растекаться по ткани. Чем сильнее вы разбавите краску, тем сильнее она растечется. Поэтому если вы хотите, чтобы рисунок расплывался не сильно, не разбавляйте краски большим количеством воды. А если наоборот, хотите сильного растекания и смешивания цветов, то разбавьте посильнее. Хочу также отметить, что если вы не будете сильно разбавлять краски, цвет получится интенсивнее, и контур будет четче, если разбавите сильнее – все наоборот. Разводить краски можно в стаканчиках от йогурта, если погуще и немного, то в крышках от пластиковых бутылок.
Можно наносить один цвет поверх другого, будет интересное смешивание и необычный цвет. При раскрашивании старайтесь придерживаться контура рисунка, который вы нанесли заранее. Хотя при технике свободной росписи некоторой расплывчатости вам все равно не удастся избежать. Но это и не нужно, так как эта техника предполагает как раз такой вид изделия, как при росписи акварелью – взаимопроникновение цветов, расплывчатые контуры. Это придаст работе оригинальность и эксклюзивность.
Потом, для придания изделию законченности, можно нанести поверх его декоративный контур
Для отделки готовой работы можно использовать бусинки, кружева, бахрому, все, что вы хотите. Бусинки или стразы подойдут и для маскировки небольшого брака.
Рисование на воде.
Техника – эбру. Пляшущие краски, «облака и ветер», «волнообразная бумага» — так называют древнее искусство эбру по всему миру. Прежде всего, нужно объяснить Вам, в чем заключается суть эбру? Данная техника предполагает нанесение специальных красок поверх водного раствора на основе экстракта азиатского растения гевеи, придающего воде некоторую вязкость, обеспечивая растекание краски по ее поверхности. Вся техника эбру выстроена на взаимодействии 2-х жидкостей разных консистенций
– вязкой воды и жидкой краски. Для рисования в технике эбру используют специальные краски для эбру, которые изготавливают из натуральных компонентов – дистиллированной воды, природных порошковых минеральных красителей и бычьей желчи. Помимо красок, в набор эбру входит лоток для воды (обычно для формата А3), готовый для использования раствор для рисования или порошок гевеи для того, чтобы сделать раствор самостоятельно, несколько шил с разными диаметрами стержня, кисти, пара гребней (прямой и зигзагообразный) и бумага для переноса рисунка с воды. Наливаем раствор в лоток на высоту 1,5-2 см. Еще заготовьте стакан с водой, чтобы промывать инструменты от краски, и бумажные полотенца или салфетки для их просушки. Так цвета будут четче и не смешаются.
Сначала рисуем фон, он нужен для того чтобы удерживать краску, которую Вы будете наносить поверх него, не давая ей слишком сильно растекаться. Таким образом, Вы сможете контролировать узоры, чтобы они перетекали один в другой. Можно оставить фон в виде капель, а можно поводить произвольно шилом или гребнями. Тогда у Вас получится более затейливый рисунок. Далее при помощи инструментов легкими движениями рук Вы придаете этим кругам нужную форму. Это могут быть цветы, бабочки, рыбки, лица людей, деревья, волны. Все полностью зависит от Вашей фантазии.
Поэтому отпустите свою фантазию и доверьтесь воде, так Вы получите максимум удовольствия от рисования, а Ваша картина станет настоящим шедевром!
Нетрадиционные техники рисования могут стать не только взрослым, но и детским увлечением. Они помогут Вашим детям развить воображение и моторику пальцев. Желаем Вам творческих успехов и ярких впечатлений!
Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста отдаем предпочтение нетрадиционным технологиям, формам и методам.
Исходя из актуальности данной проблемы, мы поставили перед собой цель – формирование творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, через современные инновационные подходы (здоровьесберегающие технологии (арттерапия), технологию проектирования, моделирование, технологию ТРИЗ).
Для реализации поставленной цели, выделили следующие задачи:
• Развивать у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат осуществления конструктивного замысла с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей.
• Создать оптимальные условия для творческого развития детей в группе и ДОУ;
• Продолжать знакомить детей с инновационными технологиями: ТРИЗ, моделирование, проектирование;
• Внедрять элементы здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ;
• Формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка с родителями.
Самое главное – не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой- то определенный стереотип. Ребенок должен самовыражаться.
Нам хотелось видеть в детских работах, как у ребенка возникает желание поделиться с другими своим настроение, эмоциями, переживаниями. Для того, чтобы привлечь детей к рисованию, использую нестандартные средства, такие как: тычки, штампики, зубные щетки, губку, трубочки, мелки, свечки, разные виды круп и др. В своей работе мы используем разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр.
Осваивая нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Метод проектной деятельности мы используем в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Нетрадиционные техники
Рисование мыльными пузырями.
Вы когда-нибудь пробовали рисовать мыльными пузырями? Суть этой техники рисования заключается в том, что в подкрашенную воду добавляется что-то мыльное. Затем через трубочку дуются пузыри, на которые опускается листок бумаги. Постепенно листок немного окрашивается.
В небольшое количество воды добавляем немного моющего средства и затем этот мыльный раствор разлила по нескольким баночкам, в которые уже добавляла гуашь.
Гуаши добавить не очень мало, чтобы получился насыщенный цвет. Имейте в виду, что пузыри окрашиваются только слегка.
Затем трубочку опускаем в жидкость и дуем, чтобы пена стала «убегать» из емкостей.
Затем быстро, пока пена не опустилась, опускаем листочек на пену. На листочке остаются следы. Повторить несколько раз.
Осталось только прорисовать образы и получится неповторимая картина.
Рисование на ткани.
Другая не менее интересная техника «Батик « – это не только картины и шарфики, скатерти и салфетки, которые можно постелить на комоды, журнальные столики и т.д., где подскажет вам ваша фантазия. Само слово «батик» – обозначает разнообразные способы ручной росписи ткани.
Нам понадобится 2-3 синтетические кисти разных размеров, но кисть должна формировать круглый кончик, чтобы вы могли наносить рисунок.
Акриловые краски. Они разводятся водой и очень просты в использовании. И еще, что немаловажно, они закрепляются утюгом
Ткань лучше натуральная, натянутая на пяльца или рамки.
Перед тем, как начинать пользоваться краской, намочите ткань водой. Для этого можно использовать либо большую кисть, либо губку. При нанесении краски она будет растекаться по ткани. Чем сильнее вы разбавите краску, тем сильнее она растечется. Поэтому если вы хотите, чтобы рисунок расплывался не сильно, не разбавляйте краски большим количеством воды. А если наоборот, хотите сильного растекания и смешивания цветов, то разбавьте посильнее. Хочу также отметить, что если вы не будете сильно разбавлять краски, цвет получится интенсивнее, и контур будет четче, если разбавите сильнее – все наоборот. Разводить краски можно в стаканчиках от йогурта, если погуще и немного, то в крышках от пластиковых бутылок.
Можно наносить один цвет поверх другого, будет интересное смешивание и необычный цвет. При раскрашивании старайтесь придерживаться контура рисунка, который вы нанесли заранее. Хотя при технике свободной росписи некоторой расплывчатости вам все равно не удастся избежать. Но это и не нужно, так как эта техника предполагает как раз такой вид изделия, как при росписи акварелью – взаимопроникновение цветов, расплывчатые контуры. Это придаст работе оригинальность и эксклюзивность.
Потом, для придания изделию законченности, можно нанести поверх его декоративный контур
Для отделки готовой работы можно использовать бусинки, кружева, бахрому, все, что вы хотите. Бусинки или стразы подойдут и для маскировки небольшого брака.
Рисование на воде.
Техника – эбру. Пляшущие краски, «облака и ветер», «волнообразная бумага» — так называют древнее искусство эбру по всему миру. Прежде всего, нужно объяснить Вам, в чем заключается суть эбру? Данная техника предполагает нанесение специальных красок поверх водного раствора на основе экстракта азиатского растения гевеи, придающего воде некоторую вязкость, обеспечивая растекание краски по ее поверхности. Вся техника эбру выстроена на взаимодействии 2-х жидкостей разных консистенций
– вязкой воды и жидкой краски. Для рисования в технике эбру используют специальные краски для эбру, которые изготавливают из натуральных компонентов – дистиллированной воды, природных порошковых минеральных красителей и бычьей желчи. Помимо красок, в набор эбру входит лоток для воды (обычно для формата А3), готовый для использования раствор для рисования или порошок гевеи для того, чтобы сделать раствор самостоятельно, несколько шил с разными диаметрами стержня, кисти, пара гребней (прямой и зигзагообразный) и бумага для переноса рисунка с воды. Наливаем раствор в лоток на высоту 1,5-2 см. Еще заготовьте стакан с водой, чтобы промывать инструменты от краски, и бумажные полотенца или салфетки для их просушки. Так цвета будут четче и не смешаются.
Сначала рисуем фон, он нужен для того чтобы удерживать краску, которую Вы будете наносить поверх него, не давая ей слишком сильно растекаться. Таким образом, Вы сможете контролировать узоры, чтобы они перетекали один в другой. Можно оставить фон в виде капель, а можно поводить произвольно шилом или гребнями. Тогда у Вас получится более затейливый рисунок. Далее при помощи инструментов легкими движениями рук Вы придаете этим кругам нужную форму. Это могут быть цветы, бабочки, рыбки, лица людей, деревья, волны. Все полностью зависит от Вашей фантазии.
Поэтому отпустите свою фантазию и доверьтесь воде, так Вы получите максимум удовольствия от рисования, а Ваша картина станет настоящим шедевром!
Нетрадиционные техники рисования могут стать не только взрослым, но и детским увлечением. Они помогут Вашим детям развить воображение и моторику пальцев. Желаем Вам творческих успехов и ярких впечатлений!